Программирование для Windows на Borland C++

       

Немного английского


an application - приложение

to run - выполняться

a window - окно

Windows - название системы Windows

OWL - Object Windows Library - библиотека классов Windows

to include - включать

main - основной, главный

to return - возвращать, возвращаться


Attr - Attribute - атрибут, свойство признак.

GetSystemMetrics - to Get System Metrics - получить системные характеристики.

a screen - экран

a frame - рамка

a frame window - обрамляющее окно

InitMainWindow - Initialization of Main Window - инициализация главного окна.

to create - создавать

to show - показать

4. Программирование с таблицами отклика

Одним из ключевых моментов работы Windows-приложения является тот факт, что работа программы управляется событиями. Примером событий в Windows является выбор пункта меню или нажатие на кнопку в окне программы.

Система сохраняет информацию о произошедшем событии в системной очереди сообщений, а затем передает сообщение о нем работающей программе. При написании Windows-приложения необходимо обеспечить обработку сообщений, поступающих в программу. Если же этого не сделать, то любые действия пользователя над окном программы будут проигнорированы и Вы не сможете работать с меню и т.д. Пусть, например, в окне программы была нажата левая кнопка мыши. В этом случае программа получит сообщение WM_LBUTTONDOWN. Все сообщения Windows, передаваемые программе, представляют собой целочисленные константы с именами, начинающимися с WM_ (Windows Message, т.е. сообщение Windows).

В программах, написанных с применением OWL, механизм получения информации о произошедших в системе событиях скрыт от программиста и обеспечивается функциями класса TApplication. Программисту требуется только описать свои функции, которые будут автоматически вызываться в ответ на пришедшее в программу сообщение.

Для того, чтобы создать класс, функции которого будут откликаться на пришедшие из системы сообщения, необходимо:

1) Определить таблицу отклика для класса. Для этого в определение класса вставляется строка

DECLARE_RESPONSE_TABLE(<имя класса>);

<имя класса> заменяется на имя того класса, для которого определяется таблица отклика. DECLARE_RESPONSE_TABLE - это макрос OWL, который вводит в Ваш класс некоторые дополнительные элементы, позволяющие системе автоматически вызывать функции-члены класса в ответ на пришедшее сообщение. Таблица отклика содержит имена сообщений Windows и адреса функций, вызываемых при получении соответствующих сообщений.

2) После объявления класса в текст программы вставляется другой макрос

DEFINE_RESPONSE_TABLEn(<имя класса>[,класс][,класс]...);

<имя класса> - все то же имя класса, для которого Вы строите таблицу отклика. Через запятую Вы должны перечислить имена базовых классов, от которых производится наследование. Число n следует заменить на число базовых классов, которые тоже содержат таблицы отклика.

Сразу же за текстом макроса необходимо поместить элементы таблицы реакции, разделенные запятыми. Так, если Вы хотите обрабатывать сообщения о нажатиях правой и левой клавиш мыши в окне Вашего приложения, то в таблицу помещаются следующие элементы:

EV_WM_LBUTTONDOWN,

EV_WM_RBUTTONDOWN,

которые говорят OWL о том, что Вы хотите обрабатывать сообщения о нажатиях левой и правой клавиш соответственно. Скажем EV_WM_LBUTTONDOWN расшифровывается, как Event (событие), Windows Message: Left Button Down.

После описания всех элементов таблицы реакции запишите строку END_RESPONSE_TABLE;

3) Определите в Вашем классе функции, которые будут получать управление, если в системе произойдет желаемое событие. В нашем примере - это две функции

void EvLButtonDown(UINT,TPoint&),

void EvRButtonDown(UINT,TPoint&)

Первый аргумент определяет клавиши-модификаторы, которые были нажаты на клавиатуре одновременно с нажатием одной из кнопок мыши. Второй аргумент определяет координаты точки окна, в которой было произведено нажатие. В тело этих функций можно вставить код, реализующий некоторые действия при получении соответствующих сообщений Windows.

При написании функций отклика необходимо помнить следующее:

1) Функция отклика вызывается OWL автоматически и только тогда, когда произойдет заданное событие. К примеру, функция EvLButtonDown вызывается только тогда, когда пользователь нажмет левую кнопку мыши внутри окна приложения.

2) В приложении может быть несколько классов, имеющих свои таблицы реакции. Класс реагирует только на предназначенные для него сообщения системы.

3) Имена и параметры функций, отвечающих на системные сообщения, предопределены. Это означает, что на каждое сообщение отвечает строго определенная функция с определенным именем. То есть, если Вы хотите обрабатывать нажатия левой кнопки мыши, то в классе необходимо определить функцию с именем EvLButtonDown.




a button - кнопка

down - вниз

left - влево, левый

right - правый

an event - событие

a message - сообщение

a response - ответ

a table - таблица

to declare - объявить

to define - описать

a box - блок, панель

5. Вывод графики в Windows

Вывод текстовой или графической информации в Windows связан сконтекстом устройства DC. Рабочая зона окна связывается с контекстом устройства TClientDC. Перед выводом информации мы должны создать контекст устройства, передав ему идентификатор окна и выбрать в нем набор необходимых графических объектов, таких как перо (TPen), кисть(TBrush) и т. д. Необходимо также позаботиться о цвете выводимых объектов. Созданный контекст позволяет нам рисовать только внутри рабочей области окна, не затрагивая при этом ни другие окна, ни границы самого окна. Наличие в системе такого класса, как TDC, делает доступными более 150 функций, связанных с выводом оконной графики. Эти функции позволяют использовать различные объекты-инструменты (перо, кисть, шрифт и т. д.), выводить текст и рисовать различные фигуры.

 




TDC - Type Device Context - тип контекста устройства

a device - устройство

a color - цвет

to set - устанавливать

SetTextColor - to Set a Text Color - установить цвет текста

a point - точка

 

6. Обновление содержимого окна

Большим достижением Windows являются перекрывающиеся окна. Работая с системой, Вы можете увидеть на экране несколько окон, наложенных друг на друга. Вы можете выбрать одно из таких окон и сдвинуть его в сторону. В результате на экране появится содержимое окон заднего плана. Но не следует полагать, что Windows сохраняет массив пикселов каждого из окон, чтобы отображать их на экране, наоборот, она поручает приложениям самим восстанавливать свои окна.

Если содержимое окна нуждается в восстановлении, Windows посылает приложению-владельцу окна сообщение WM_PAINT. Если приложение имеет функцию отклика на это сообщение, то функция будет активизирована и перерисует окно, восстановив его внешний вид.

Итак, корректное Windows-приложение должно осуществлять вывод в окно приложения только через виртуальную функцию Paint, вызываемую при приходе WM_PAINT.

Вы можете легко убедиться в сказанном, запустив приложение, представленное в разделе 5.1.1. Поместите над окном данного приложения любое другое прикладное окно и удалите его - рабочая область окна не восстановится. Так и должно быть, поскольку это приложение не имеет функции Paint.

Обратите внимание! Сама функция Paint не является функцией отклика на сообщение и для нее не надо включать макрос сообщения в таблицу откликов. Paint необходимо только переопределить в классе, производном от TWindow или TFrameWindow.




to paint - красить, перекрашивать, рисовать

a rectangle - прямоугольник

an ellipse - эллипс

to select - выбирать

SelectObject - to Select an Object - выбрать объект

7. Создание меню

Окна почти каждого приложения содержат строку меню, выбрав которое, мы получаем список команд. Любую из этих команд можно выполнить, сделав щелчок на ней левой клавишей мыши. При этом Windows посылает соответствующее сообщение приложению. Если приложение имеет соответствующую функцию отклика, то оно сможет отреагировать на команду меню.

В описании таблицы отклика необходимо для каждой команды меню вставить макрос вида

EV_COMMAND(MENU_ITEM_ID,<имя функции>),

где MENU_ITEM_ID - константный идентификатор пункта меню,

<имя функции> - имя функции отклика, которая будет активизироваться при выборе пункта меню с заданным идентификатором. В отличие от функций реакции на системные сообщения, функция отклика на команду меню может иметь любое имя.

Обратите внимание. Для разработки данного приложения необходимо создать файл ресурсов с расширением .rc, в котором будет храниться описание ресурса меню программы, и файл с расширением .rh, в котором будут сохранены константные идентификаторы пунктов меню. Нет необходимости создавать данные файлы вручную. Для этого мы воспользуемся программой Resource Workshop.




to edit - редактировать

GetLine - to get a line - получить строку

GetLineLength - to get a line length - получить длину строки

10. Приложение. Классы библиотеки OWL.



Содержание раздела